Эффективность любого финансового элемента можно выразить с помощью цифр. Если абсолютные и относительные показатели качества работы идут в гору, значит все хорошо, и дело развивается успешно. Удобство заключается и в том, что унифицированные показатели применимы для оценки любой коммерческой деятельности: от открытия ИП или стабильной работы международной корпорации до реализации старт-апа.
В первую очередь при проведении маркетинговых и экономических исследований необходимо оценить
Рентабельность является своеобразным лекалом, по которому определяют степень эффективности использования трудовых, денежных и материальных ресурсов. Рентабельность зачастую выражается в виде коэффициента. Чем он выше, тем больше прибыли получает предприятие на единицу вложенных средств (материальных и нематериальных). Умножив данный коэффициент на сто, можно получить процентное выражение показателя.
Рентабельность в целом рассчитывают как отношение прибыли к ресурсам, активам и иным потокам, ее формирующим. Для проведения расчетов нужен полный финансовый отчет, сведения о принятых управленческих решениях, поэтому для сбора полных сведений желательно привлекать стороннего аналитика.
- Для анализа текущей прибыли и формирования прогноза на следующий период (месяц, квартал, год).
- Чтобы проводить сравнение (хоть и приблизительное) успеха своего бизнеса с конкурентами и принимать управленческие решения для повышения собственной конкурентоспособности.
- Для обоснования выгодности инвестиций, что особенно важно для привлечения сторонних акционеров при формировании инвестиционного фонда. В этом случае лучше избегать «сухих цифр» и использовать красочные графики, схемы, диаграммы.
- Для определения реальной рыночной стоимости компании, что наиболее актуально при перспективе ее продажи. Подобные расчеты проводятся и для определения суммы, необходимой, чтобы реализовать старт-ап.
Рентабельность принято разделять на несколько видов в зависимости от объекта работы.
Основные типы рентабельности:
- продукции и услуг – они рассчитываются для всей фирмы или для конкретного товара/услуги;
- рентабельность предприятия – больше всего интересна его владельцам и инвесторам;
- рентабельность активов ценится инвесторами для получения максимального дохода за счет вложений.
Основная причина подсчета рентабельности для сторонних нужд – привлечение потенциальных инвесторов или проведение презентации для кредитора. Рентабельность обязательно включается для подготовки бизнес-плана для демонстрации спонсорам.